Календарь« Апрель 2018 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Основные принципы системы Никитиных То,
что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные
принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это
легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в
повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы
средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых,
это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных
тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая
спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих,
это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей
получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все
эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы
пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не
мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в
соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять
и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия
для дальнейшего его развития. Как рождаются способности? Мы не
ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались
создать условия для развития их способностей – по их возможностям и
желаниям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те
стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само
развитие. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него уже среди
игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Самым
главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях
дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем
нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и
чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали
по карте мира и т.д. Они при этом становились самостоятельнее,
инициативнее, любознательнее, ответственнее – тоже не по годам. Сейчас
нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое
дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие
способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте,
в любой жизненной ситуации. Как этого добиться? Итак, условия для
развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого
и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более
богатая обстановка, чем та, в которой сейчас растут дети во многих
семьях. Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то
делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого
вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные
и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти
первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то
области знаний и даже развить определенные способности ребенка. Вместе с детьми Что нужно для того, чтобы ребенок взялся за дело, занимался им увлеченно и добился результата? Общая
работа или просто работа рядом – это обязательный интерес и к процессу
труда, и его результатам друг у друга, это повод для разговора, это
обмен мнениями, это общая радость, когда получилось хорошо, короче, это
общение в самом лучшем его варианте – в совместной деятельности. Еще
очень важное: мы старались не делать за малыша то, что он сам может
сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и
решить. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять
творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не
торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. В
случае неудачи стараемся не упрекать, не стыдить, а вот если получилось
что-то хорошо, не скупимся на похвалу. Нам было просто интересно с
детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они
делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не
опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни
ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности. Какая может быть
перегрузка, если ребенок занимается по своему желанию тем, что ему
интересно, и столько, сколько сам хочет. Лучший отдых – это перемена
занятий, а для наших ребят это не проблема: возможностей для такой
перемены очень много. Больше того, возможны сочетания занятий. Эти
непринужденность, раскованность очень приближались к игровой. При этом
мы старались учить малышей радоваться успеху другого так же, как своему. Предоставив
своим детям максимум свободы, мы избежали сразу трех зол: и перегрузки,
и возможного отвращения детей от нужных и полезных дел, и тяги к
уличным соблазнам, которые оказываются куда примитивнее и скучнее, чем
их насыщенная разнообразной деятельностью домашняя жизнь.
Б.П.Никитин, Л.А.Никитина
Источник http://www.rebenok.com интернет-магазин развивающих игрушек .Заходите!
|
 |