Создание семейных детских садов в Москве
Главное условие превращения семейства в детсад - наличие трех и более детей от 2 месяцев до 7 лет. Многодетным следует подать заявку в окружное управление образования. А затем - регистрировать устав своего садика. В этом документе доскональным образом "прописывается" режим дня воспитанников: сколько часов и когда дети должны спать, когда рисовать, лепить, читать книжки и гулять. Администрация государственного детсада, к которому будут прикреплены частники, должна контролировать, соблюдают ли данный режим родители и насколько эффективно они проводят домашние занятия со своими детьми.
М.М. Цапенко,
канд. пед. наук, заместитель начальника управления дошкольного и общего образования
Департамента образования г. Москвы
К.Ю. Белая,
канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования
В нашем обществе заметно возрастает ценность семьи, материнства, семейного воспитания. Указом Президента РФ от 14.06.2007 № 761 “О проведении в Российской Федерации Года семьи” 2008 г. объявлен Годом семьи.
Семья – один из древнейших “институтов”, который пережил целые эпохи. Его долговечность объясняется тем, что он позволяет человеку во все времена более устойчиво держаться в обществе. Семья как источник питает более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины и патриотизм.
По признанию ученых, семья – величайшая социокультурная ценность, созданная человечеством.
Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересованы общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Общественное дошкольное образование создано как инструмент помощи семье в воспитании и образовании ребенка. Характер взаимодействия этих двух важных для общества институтов диктуется новыми условиями жизни. Семья и детский сад в хронологическом ряду находятся в преемственной связи.
Первые детские сады в России появились в середине XIX в. Они были организованы союзами семей, объединяющимися для общего дела – воспитания детей.
Исторический экскурс в систему становления и развития дошкольного образования позволяет выделить те основные позиции, которые необходимо учитывать и в современном обществе. Вот некоторые из них:
- Изначально детский сад задумывался как учреждение семейного типа, помогающее семье воспитывать ребенка.
- Первые детские сады организовывались в России союзами семей.
- Идеи семейного воспитания маленьких детей отстаивали многие русские педагоги.
Общество утвердилось в позиции, что полностью заменить семейное воспитание общественным нельзя, но помочь семье возможно и необходимо. Для этого должна развиваться разнообразная сеть дошкольных образовательных учреждений.
Исторический опыт каждого домашнего, семейного детского сада
уникален и окрашен личностью тех людей, которые благодаря своему
энтузиазму и активности находили решение всех экономических и
педагогических проблем этого нового для российского общества дела.
Система дошкольного образования в Москве – это огромное достижение,
народное достояние. Принципы региональной политики в области развития
дошкольного образовании – ориентация на обеспечение полной и
сбалансированной системы образовательных, развивающих, воспитательных и
оздоровительных услуг населению, предоставление семье возможности
выбора форм и методов воспитания ребенка.
Для реализации этих принципов создана дифференцированная видовая
сеть дошкольных образовательных учреждений. Развивается система услуг
семье, воспитывающей ребенка в домашних условиях: группы
кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой
поддержки ребенка, службы ранней помощи. Возрождается институт
гувернерства.
Основой для разработки и построения новой инновационной модели
семейного детского дошкольного образовательного учреждения в Москве
стал аналитический и статистический обзор запросов на дошкольное
образование разных категорий семей, а также анализ накопленных знаний
по проблемам родительства и семейного жизнеустройства.
Создание еще одной инклюзивной модели – семейного детского
дошкольного учреждения – позволит сделать услуги дошкольного
образования более разнообразными и доступными для населения, а также
увеличить количество детей, получающих качественное образование.
Мы понимаем, что введение такой модели не может быть массовым, но
уверены, что она вызовет интерес у некоторой части многодетных, молодых
семей и родителей, чьи дети по самым разным причинам не посещают
детский сад. Между тем данную модель не следует рассматривать как
альтернативную форму дошкольного воспитания и образования. Она должна
дополнять и развивать вариативную систему дошкольного образования
Москвы, учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности
развития детей раннего и дошкольного возраста.
При создании семейных детских дошкольных учреждений необходимо
учитывать запросы конкретных семей, планирующих пользоваться данной
услугой. Поэтому семейный детский сад может быть многовариантным по
форме организации и по содержанию работы с детьми. Построением семейных
детских садов должны заниматься люди, увлеченные и любящие детей, так
как это требует немалых сил и творческих способностей.
Модели семейного дошкольного образовательного учреждения:
- семейный детский сад для многодетной семьи;
- “мама-клуб” – общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного педагогического общения молодых мам, имеющих детей раннего и дошкольного возраста;
- семейный детский сад – объединение семей, заинтересованных вопросами воспитания и развития своих детей, на базе ДОУ.
Любая из создаваемых моделей семейного детского сада должна
взаимодействовать с государственным дошкольным образовательным
учреждением или быть его структурным подразделением с обязательным
соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Согласно первой модели многодетная семья, имеющая 3–4 детей раннего и
дошкольного возраста, может создать домашний детский сад в помещении
собственной квартиры при условии заключения договора с управлением
образования. Последнее определяет ДОУ, в структуру которого и войдет
семейный детский сад как подразделение данного учреждения. Многодетная
мама принимается на должность воспитателя семейного детского сада,
прослушивает педагогические курсы с учетом возраста ее детей, после
чего устанавливается порядок взаимодействия семьи и ДОУ.
Территориальное расположение ДОУ и семейного детского сада должно быть удобным, так как не только мама приводит детей в детский сад на занятия, но и отдельные специалисты посещают их на дому. Важно определить, какие обязанности будут возлагаться на “домашнего воспитателя”, как она будет совершенствовать свою педагогическую компетентность, кто в семье станет ей помогать быть не только мамой, но и педагогом. Хорошими помощниками могут быть бабушка, муж, другие родственники.
Педагогический коллектив во главе с руководителем ДОУ должен умело выстраивать взаимодействие по самым разным вопросам.
В соответствии с Примерным положением об организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы:
- воспитатель – 1,0 ст.;
- воспитатель по физической культуре – 0,25 ст.;
- музыкальный руководитель – 0,25 ст.;
- старшая медицинская сестра – 0,25 ст.;
- педагог-психолог – 0,25 ст.;
- социальный педагог – 0,5 ст.
Данные штатные единицы определяются из расчета 3% детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением ДОУ.
Семейные детские сады должны быть разными, и практика их создания в будущем подтвердит это. А пока это идеи.
Матерьял взят с сайта vospitatel.resobr.ru